Возвращение апокалиптической ракеты

8
Лондон: Через неделю, когда Дональд Трамп объявил о санкциях против двух крупнейших российских нефтяных компаний, предположительно из-за того, что переговоры о соглашении о прекращении огня на Украине зашли в тупик, Москва объявила о первом успешном испытании крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». Совпадение? Возможно, но еще в 2018 году президент Владимир Путин представил новое поколение «Непобедимого» оружия, назвав «Буревестник» революционной ракетой, способной иметь неограниченную дальность и непредсказуемые траектории полета, идеально подходящей для западной противоракетной обороны. Говорят, что в то время, когда Путин выпустил видео о том, как может сработать удар «Буревестником», показывая анимированную ракету, пересекающую Европу, поворачивающую к южной Атлантике, огибающую мыс Доброй Надежды, а затем уклоняющуюся от взрыва системы противоракетной обороны во Флориде, оранжевое лицо президента Трампа побелело от страха!
Главной особенностью «Буревестника» является его ядерная двигательная установка, которая позволяет ему летать на очень большие расстояния без необходимости использования обычного топлива. Это дает ему стратегическую дальность действия, выходящую далеко за пределы обычных крылатых ракет, теоретически позволяя ему наносить удары с территории России или задерживаться в течение длительных периодов времени. По словам главного российского генерала Валерия Герасимова, во время первого испытания ракета пролетела 8700 миль, путешествие длилось более 15 часов. «Буревестник» также предназначен для полета на очень малой высоте, от пятидесяти до ста метров над землей, что снижает радиолокационное обнаружение и обеспечивает возможность уклоняться от систем противоракетной обороны. Полевой полет в сочетании с большой дальностью полета обеспечивает уникальные «характеристики малозаметности» по сравнению с высокоскоростными баллистическими ракетами. Поэтому неудивительно, что на телевизионной встрече с Владимиром Путиным, одетый в военную форму, пылающий Герасимов хвастался разработкой оружия «неограниченной дальности», способного победить мировые системы противоракетной обороны и нанести 20-кратный ядерный удар от бомбы, сброшенной на Хиросиму. Даже по кремлевским стандартам это означает всемогущий бряцание знакомой ядерной сабли.
Несмотря на смелые заявления, «Буревестник» на протяжении многих лет сталкивался с серьезными неудачами в развитии, и независимые аналитики по-прежнему настроены крайне скептически. Отчеты западной разведки свидетельствуют о том, что с 2016 года Россия провела более десятка испытаний, и лишь немногие из них показали частичный успех. В ходе испытаний в августе 2019 года ракета 9М730 «Буревестник», получившая в НАТО название «Скайфолл», взорвалась в районе ВМФ в Белом море, в результате чего погибли пять инженеров-ядерщиков и двое военнослужащих. Взрыв также привел к всплеску радиоактивности в районе, вызвавшем беспокойство в соседнем городе Архангельске. Даже если «Буревестник» действительно заработает в ближайшем будущем, эксперты сомневаются, стоит ли рисковать. “Это скорее технологический трюк, чем военная необходимость”, – сказал ядерный аналитик Павел Подвиг. «У России уже есть ПЛАРБ и гиперзвуковое оружие, которые могут выполнять ту же работу без необходимости использования летающих реакторов».
В концепции крылатых ракет с ядерной установкой нет ничего нового. Более шестидесяти лет назад Соединенные Штаты мечтали о ракете, которая могла бы летать вечно. Приведенный в действие небольшим ядерным реактором, он пронесется по континенту со скоростью, в три раза превышающей скорость звука, огибая местность и сбросив водородные бомбы, прежде чем рухнуть в небытие. Идея ужасающая, блестящая – и обреченная. Оружием был проект «Плутон», и он тихо умер в конце 1964 года. Российский «Буревестник» был попыткой Москвы вернуть его к жизни.
Проект «Плутон» родился в разгар «холодной войны», когда американским ученым из Ливерморской лаборатории Лоуренса в Калифорнии было приказано думать о немыслимом. Результатом стала сверхзвуковая маловысотная ракета, или SLAM – летающий ядерный реактор, который может зависать в течение нескольких дней, преодолевать оборону и доставлять разрушительное оружие в любую точку Земли. В ходе наземных испытаний ученые фактически проделали концептуальную работу, и в начале 1964 года двигатель Tory II-C ожил в пустыне Невады, нагреваемый работающим реактором вместо реактивного топлива. Но успех имеет свою цену. Политики поняли, что выхлопные газы двигателя будут извергать радиоактивные частицы, куда бы он ни летал, облучая землю под землей еще до того, как упадет взрывчатка, что сделает программу политически и экологически неприемлемой. Еще одним фактором, который следует учитывать политикам, является то, что в начале 1960-х годов технология баллистических ракет быстро развивалась, а межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) стали более надежными, быстрыми в доставке и менее дипломатичными, чем крылатые ракеты с ядерными двигателями. В результате из-за экологических рисков, дипломатических издержек и изменения стратегических расчетов проект был отменен.
Проект «Плутон» оказался притчей Холодной войны: блестящее оборудование, достойная концепция, но проект был остановлен, потому что цена его — радиоактивное небо и неконтролируемая эскалация — оказалась слишком высокой. Мечта о крылатой ракете с ядерной установкой исчезла в архивах, пока ее не возродила Москва.
И Плутон, и Буревестник обещают неограниченную власть и стратегическое преимущество. Оба сталкиваются с одними и теми же препятствиями: уменьшением размеров реактора, регулированием температуры, радиационным контролем и чистой стоимостью. Разница заключается в контексте. Соединенные Штаты могут позволить себе держаться подальше от Плутона – они возглавили гонку ядерных вооружений. Однако Россия рассматривает «Буревестник» не только как оружие, но и как политическое послание. В эпоху блокад и осад это символ технологического сопротивления, доказательство того, что Москва все еще может шокировать мир. Поступит ли когда-нибудь ракета на вооружение, практически не имеет значения. Как и в случае с космической гонкой, зрелище является частью стратегии.
Однако у физики и техники есть способ снизить амбиции. Ядерные двигатели крылатых ракет остаются кошмаром сложности и загрязнения. Если Россия когда-либо применит «Буревестник», то, скорее всего, в ограниченном количестве — это скорее пропагандистский элемент, чем практическое оружие. В конечном счете, ракету «бесконечной дальности» может постичь та же участь, что и предков Америки: ее будут вспоминать не как триумф, а как предупреждение. И Плутон, и «Буревестник» напоминают нам, что существуют идеи настолько опасные, что даже великие державы подумают дважды. Граница между гениальностью и безумием в разработке ядерного оружия всегда была очень тонкой. И иногда самый разумный шаг — не пересекать его.
Source link



