World

Джихадисты, базирующиеся в Сахеле, расширяют свое влияние. Можно ли отклонить сломанный регион? | Африка

Атысячи беженцев, бежавших Мали С тех пор, как более десяти лет назад началось восстание джихадистов, одну группу связывает мрачная общность: их мужья считаются мертвыми или взяты в плен.

Амина (имя изменено) — одна из них.

50-летний муж был жандармом, который в конечном итоге участвовал в джихаде. В Мбере, мавританском лагере за границей, в котором проживает более 120 000 беженцев, ей пришлось начинать жизнь заново, не зная, жив ли ее партнер или нет.

«Мы приехали сюда из-за конфликта, оставив все позади», – тихо сказала она, сидя среди членов Femme Resource, группы женщин, которые проводят кампании по оказанию помощи беременным женщинам и борьбе с гендерным насилием.

«Многие потеряли своих мужей на войне», — добавила она, и ее голос сорвался, когда дети босиком гонялись друг за другом по песку. «Мы приехали ни с чем».

Женщины готовят еду в лагере беженцев Мбера на юго-востоке Мавритании. Фото: Эромо Эгбеджуле/The Guardian

За последние два десятилетия на другой стороне были прославлены миллионы жизней. Сахель Этот регион, простирающийся на территории от Атлантического океана до Красного моря, вызван действиями террористических групп и агрессивных негосударственных субъектов, которые процветали в странах с часто слабым центральным правительством.

Насилие было вызвано многими факторами, включая нестабильность и доступность боеприпасов и наемников, возникшие в результате вторжения НАТО в Ливию в 2011 году.

В последние годы внутри и за пределами правительственных кругов возросла обеспокоенность по поводу распространения вооруженных группировок на западное побережье. Африка.

С января 2021 г. по октябрь 2023 г. Ан В среднем 26 инцидентов безопасности в месяц. вызвано джихадом на территории Бенина, Ганы, Кот-д’Ивуара и Того. В январе этого года боевики «Аль-Каиды» рассказали Джамаа Нусрат уль-Ислам ва аль-Муслимин (JNIM) атаковала военное формирование на севере Бенина, в результате чего погибло 30 солдат.

Бойцы исламистской группировки Ансар едят в аэропорту Кидаль на севере Мали в 2012 году. Фото: AFP/Getty Images

Дипломат в Дуале, Камерунанонимно рассказал The Guardian, что есть разведданные о том, что подразделения Исламского государства Западной Африки (ISWAP) приходят и пересекают границу Камеруна с Нигерией и расширяют сферу своего влияния.

“Они есть [jihadists] создала оперативные возможности для нападения на такое количество воинских формирований”, – сказал дипломат.

Власти Нигерии бьют тревогу по поводу новых ячеек, возникающих в средней полосе страны, а аналитики из Центральной Африки предупреждают о развивающемся партнерстве между различными ополченцами в так называемом «треугольнике смерти»: от территории от Майо-кебби-Уэста и восточного логона в Чаде до северного региона и Лим-Менде-Лима. Центральноафриканская Республика.

Графическая карта деятельности джихада в Африке

Ранее в этом месяце Организация Объединенных Наций сообщила, что около 4 миллионов человек в настоящее время являются перемещенными лицами по всему региону Сахеля, причем насилие и отсутствие безопасности вынуждают все большее число людей покидать свои дома.

Хотя 75% перемещенных лиц проживают в своих странах, трансграничные перемещения увеличиваются, оказывая давление на принимающие общины при «незначительной помощи», заявил журналистам в Женеве Абдурауф Гнон-Конде, региональный директор УВКБ ООН по Западной и Центральной Африке.

Выигрышный подход?

Текущий подход к задержке при разлуке: Буркина-ФасоНигер и Мали, которые открыто связаны с российскими наемниками Вагнера, объединились с Ассоциацией государств Сахеля (AES), выдавая паспорта и сотрудничая в области военной стратегии.

Эти трое ранее входили в состав Сахельской группы пяти, которая распалась в 2023 году после выхода членов AES, а также в Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС), которое в марте «активировало» резервные силы численностью 5000 человек.

«Чем больше эта джихадистская угроза смещается на юг, тем больше мер безопасности должны учитывать более эффективный и действительно региональный подход к решению этой проблемы», — сказал Афолаби Адекаяоджа, аналитик Абуджи и научный сотрудник Международного центра налогообложения и развития.

Школьники, спасающиеся от вооруженных боевиков в регионе Сахеля, посещают занятия в Дори, Буркина-Фасо, 2020 год. Фото: Зохра Бенсемра/Reuters

Мавритания, бывший член Сахельской группы пяти, в 2000-х годах регулярно подвергалась рейдам и похищениям людей. Будучи консервативной мусульманской страной с огромным неравенством и обширными пустынными пространствами, она является типичной плодородной почвой для экстремизма.

«Что касается численности населения, ни одна другая страна в регионе Сахеля и Сахары не производит столько громких джихадистских идеологий и террористических боевиков, как Мавритания», – пишет Ануар Бухарс, профессор по противодействию насильственному экстремизму и борьбе с ним в Африканском центре стратегических исследований Университета национальной обороны. в 2016 году.

Но страна, на территории которой с 2011 года не было нападений джихадистов, получила высокую оценку за усилия по сдерживанию.

“[More than] 10 лет назад они предложили джихадистам, которые хотели приложить руки, какое-то прощение и добиться этого [theological] Курс переориентации», — сказал Ульф Лессинг, директор региональной программы Сахеля, базирующейся в Бамако при немецком Фонде «Мозговой центр Конрада Аденауэра».

«Мавритания также инвестирует в строительство деревень и водоснабжение, в отличие от Мали, где присутствие правительства ограничено капиталом», – сказал он. «Это привлекает местное население и обеспечивает сотрудничество, облегчая контроль над опасными элементами».

Инвестиции делаются в безопасность границ, подкрепленные многомиллионным соглашением с Европейским Союзом, который стремится остановить поток мигрантов.

На таможенных постах офицеры используют Starlink — интернет-созвездие спутников — для обмена разведданными в режиме реального времени с военными, которые запускают Верблюжий корпус Это патрулирует пустыню. Спутниковые телефоны запрещены для публичной связи, и власти также заручились помощью жителей деревни в сборе разведывательной информации.

Французские войска присоединяются к региональному патрулю по борьбе с повстанцами вместе с малийскими солдатами (слева) в 2016 году. Фото: Паскаль Гайо/AFP/Getty Images

«В этой стране проживает 5-6 миллионов человек и [many] мы родственники, которые знают друг друга», — сказал Лессинг. Когда в село приходит новый человек, они тут же звонят в службу безопасности и сообщают о постороннем человеке. “

Помимо положительных результатов, Мавританию также обвиняют в использовании тех же инструментов защиты для репрессий.

В августе Отчет Хьюман Райтс Вотч Сотрудники службы безопасности, обвиняемые в жестоком обращении и с другими мигрантами за последние пять лет, якобы подвергали их изнасилованиям и пыткам электрическим током. Власти столицы Нуакшота отвергли обвинения, заявив, что им удалось улучшить условия содержания мигрантов.

Возвращение домой

За несколько тысяч миль отсюда, в Ганаходят слухи о неформальных договоренностях: вооруженные группы покидают страну в покое, а Аккра смотрит в другую сторону, в то время как раненые боевики, продовольствие и топливо перевозятся в соседнюю Буркина-Фасо и обратно.

В Алжире и Мавритании в течение многих лет муссировались слухи о подобном соглашении, что некоторые считают еще одной причиной того, почему конфликт не перекинулся на территорию соседнего Мали, с которым эти две страны имеют протяженную сухопутную границу.

«Есть сообщения о неофициальном соглашении [that] Если боевики посещают Мавританию, чтобы увидеть свои семьи, они не носят и не используют оружие и не совершают нападения, пока не вернутся в Мали”, – сказал Лессинг.

В 2011 году Соединенные Штаты заявили, что нашли документы на пакистанском комплексе, где был убит бывший лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен, ссылаясь на попытку Сближение между группой и Нуакшотом. Правительство Мавритании продолжает отрицать существование такого соглашения.

В Мбере, всего в нескольких милях от Последнее задокументированное нападение повстанцев в Мавритании.беженцы предпочитают не обсуждать свое жестокое прошлое или нынешнюю динамику конфликта.

Их внимание сосредоточено на будущем, которое остается неопределенным, как и судьба пропавших без вести мужчин, включая мужа Амины.

«Мы просто хотим вернуться домой», – сказал он.


Source link

Related Articles

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button