Иран борется за социальную свободу после войны с Израилем | Политические новости

Тегеран, Иран – Президент Масуд Пезешкиан запустил программу «Советник поколения Z» около месяца назад, позируя с ним на улыбающейся фотографии, которая стала вирусной в Интернете.
Советник Амирреза Ахмади сообщил местным СМИ, что видит свою миссию в том, чтобы выслушивать иранскую молодежь «от Тегерана до границ этой страны», вплоть до того, что делится номером своего мобильного телефона.
Рекомендуемые истории
Перечислите 3 предметаКонец списка
Но позже он заблокировал комментарии в своем профиле в социальных сетях после критики со стороны пользователей, которые утверждали, что Ахмади не «напоминал» иранского поколения Z, использовал ботов для продвижения своих учетных записей в социальных сетях и не имел налаженных связей с молодежными или студенческими группами, требующими перемен.
Судя по всему, это назначение было частью усилий умеренной администрации, которая обещала большие социальные свободы и сняла ограничения во время избирательной кампании, чтобы установить связь с молодым поколением, которое Продвижение политических перемен во всей Азии и по всему миру.
Однако Пезешкиану и его администрации пришлось нелегко – отчасти из-за безразличия многих молодых иранцев к их предложениям, а отчасти потому, что многие из наиболее жестких фракций истеблишмента Ирана не заинтересованы в развлечении молодежи.
Санам Вакил, директор программы Chatham House по Ближнему Востоку и Северной Африке, сказал, что иранская нация изо всех сил пытается говорить на языке поколения, которое выросло в Интернете и за пределами своих идеологических рамок.

Таким образом, добавил он, его деятельность «кажется скорее транзакционной, чем преобразующей, и в конечном итоге направлена на предотвращение беспорядков и протестов», в то время как страх перед потерей контроля элитами, придерживающимися жесткой линии, перевешивает опасения по поводу потери молодых людей.
«Дисбаланс удерживает Иран в политике репрессий, а не реформ. Я думаю, что система будет заперта между противоречивыми сообщениями, нарративами и политикой», – сказал он телеканалу «Аль-Джазира».
Многие из тех, кто выступает против аспектов государственного контроля, — это молодежь поколения Z, которая, как и многие иранцы, также опустошена ухудшением экономических условий и безудержной инфляцией в середине коррупция и бесхозяйственность.
Проверка границ
Поскольку Израиль и его западные союзники открыто хвалят смену режима в Иране после 12-дневной войны между ними в июне, власти заявляют, что признают, что общественная поддержка необходима, чтобы провести страну через трудные времена, включая восстановление санкций ООН и сохраняющуюся угрозу войны.
Это заставило некоторых чиновников, в основном из более умеренных или прагматичных лагерей, выступить за ослабление контроля над социальной свободой.
Бывший президент Хасан Роухани, лидер умеренного лагеря, на прошлой неделе раскритиковал консервативных законодателей и политиков за продвижение закона, против которого, возможно, большинство иранцев, возможно, намекнул спорный вопрос об обязательном ношении.
Правительство заявляет, что не будет обеспечивать соблюдение закона.
Ираншахр, Тегеран
– Араш Азизи (@arash_tehran) 25 октября 2025 г.
Но, с другой стороны, жесткие фракции в организации решил вновь ввести как можно больше ограничений.
На этой неделе в Интернете стало вирусным видео, снятое в центре Тегерана, на котором видно, как молодые мужчины и женщины, пренебрегающие дресс-кодом, навязанным теологическим истеблишментом, наслаждаются выступлениями уличной музыки.
После многих лет, когда музыканты игнорируют государственные запреты на уличные выступления, они становятся все более распространенными, но по-прежнему подвергаются репрессиям, если им уделяется слишком много внимания.
По крайней мере, одному из участников группы иранские власти закрыли аккаунт в Instagram, при этом полиция сообщила, что он был закрыт по судебному постановлению за «публикацию криминального контента».
Власти публично не подтвердили, могут ли участники группы подвергнуться дальнейшему наказанию.
Hardline Media Консервативные СМИ на этой неделе сообщили о новых репрессиях в Тегеране.
Продажа билетов на «дискотеку, на которой обнаженные женщины танцевали с мужчинами» в районе Пакдашта была остановлена, а против организаторов были возбуждены судебные дела, сообщает государственный новостной сайт Fars, связанный с Корпусом стражей исламской революции.
Речь идет о мероприятиях электронной музыки, которые проходят неделями и билеты продаются легально после получения необходимых разрешений от властей.
Танцы в общественных местах, особенно когда их исполняют вместе мужчины и женщины, запрещены, а иногда и наказываются иранскими властями.
Употребление алкоголя также остается под запретом, что приводит к тому, что некоторые иранцы покупают контрабандные товары или опасные домашние продукты. Алкоголь, загрязненный этанолом и другими химическими веществами напрямую Уносит десятки жизней каждый год.
Но некоторые кафе и рестораны продолжают нанимать диджеев, а иногда и продавать алкоголь, несмотря на запрет.
В середине сентября власти навсегда закрыли крупный ресторан, расположенный в тегеранском парке Нахджол Балаге, из-за видеороликов, на которых видно, как люди танцуют под музыку внутри, и потому, что там предположительно подавали алкоголь.
Несколько магазинов одежды и других продавцов были закрыты в последние недели после проведения мероприятий, на которых молодежь танцевала.
В середине сентября власти также отменить крупные публичные концерты В знаменитой башне Азади в Тегеране, которая изначально была задумана правительством как демонстрация национального единства.
Очевидное противоречие между позициями различных фракций в истеблишменте подчеркивает природу Ирана: правительство не обязательно имеет последнее слово по различным вопросам, а другие силы, такие как Стражи исламской революции, способны противостоять политике правительства.
Закон о хиджабе, свобода в Интернете
Высший совет национальной безопасности приказал властям прекратить принуждение Спорный закон о хиджабекоторый наказывает женщин и мужчин тюремным заключением, изгнанием или штрафами, если государство определяет, что их одежда неуместна.

В 2022 и 2023 годах в Иране прошли месяцы общенациональных протестов после смерти под стражей в полиции Махсы Амини, 22-летней женщины, арестованной за чадру.
Однако в городах по всей стране было замечено несколько так называемых «моральных» фургонов, хотя правительство Пезешкиана заявляет, что на их содержание не было выделено никакого бюджета.
Другая группа, выступающая против этой системы в Иране, — это женщины, ездящие на мотоциклах, поскольку страна до сих пор не выдает им лицензии на мотоциклы.
Правительство представило закон, разрешающий женщинам ездить верхом, но он застопорился в парламенте доминируют жесткие законодатели После рекордно низкой явки на выборах с 2020 года.
Однако все больше женщин ездят на мотоциклах по всей стране: сотни людей были засняты на видео, недавно принимавших участие в групповой поездке в Тегеране.
Правительство Пезешкиана также не выполнило еще одно предвыборное обещание: усыновление. Драконовский государственный запрет почти во всех социальных сетях и десятках тысяч веб-сайтов по всему миру.
Правительство на этой неделе обвинило Израиль в продолжающемся введении жестких интернет-ограничений, заявив, что контроль был бы отменен, если бы не июньская война.
Азаде Моавени, писатель и доцент Нью-Йоркского университета, сказал «Аль-Джазире», что он не верит, что какая-либо фракция страны пользуется широкой поддержкой со стороны молодого поколения, потому что они не могут предложить им ничего значительного.
«Прагматики в стране лишь выражают свое собственное разочарование, которое имеет нулевую ценность, и в лучшем случае показывают, как это сделал президент, что он не будет обеспечивать соблюдение закона, против которого выступает большинство страны, такого как закон о хиджабе», – сказал он.
Моавени сказал, что динамика ослабления и ужесточения социальных свобод со стороны правительства для управления обществом больше не работает, отчасти из-за изменений, происходящих в обществе, а также из-за тяжелых и разнообразных экономических условий. кризисы продолжают менять повседневную жизнь.



